8 920 165 28 57
8 919 067 35 06
info@wboat.ru
Деревянная лодка и каноэ - производство и продажа
 
 

Технология изготовления деревянной лодки

 

Установка набора лекал-шпангоутов на стапеле, проверка их соосности.

Установка готового склеенного из реек транца, снятие с него малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки. Приклеивание к транцу опорного бруска под плавник.

Крепление ламинированного форштевня, склеенного заранее из 4-5 слоев тонких планок эпоксидным составом, к стапелю, снятие с него малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки.

Обшивка корпуса лодки пазованной лодочной планкой. Набор корпуса лодки начинается от бортов к килю. Планка располагается пазом кверху и гребнем вниз. В паз при этом шприцем без иглы наносится эпоксидный состав по всей длине без пробелов так, чтобы эпоксидка немного выдавливалась наружу при сопряжении планок. Пазованная деревянная планка должна быть полностью сухой, предварительно досушенной, т.к. даже сухая древесина имеет атмосферную влажность на любой момент времени, а она в нашем климате как правило избыточная для склейки лодки. Под стапелем для эффективного схватывания эпоксидки приходится включать калорифер, накрывая в конце рабочего дня легким коробом, обтянутым пленкой. Если исходную планку не досушивать, то она показывает себя скверно, может при догреве показать трещину вдоль борта, образующуюся в тот момент, когда эпоксидка еще не схватилась, а планки начали усыхать. Достаточно микро-изменений по ширине каждой планки, чтобы они развили при усыхании огромное усилие по всей образующей корпуса лодки в поперечном направлении.

Крепится планка к каждому лекалу-шпангоуту тонким гвоздем без шляпки. У нас этот гвоздь самодельный, сделанный из нити стального троса. Любой строительный гвоздь гораздо толще и менее прочен на изгиб. Забивается гвоздь не глубоко, только чтобы зафиксировать планку в данной точке и положении. Образующие лекал предварительно обтянуты скотчем. Эпоксидка частично выдавливается наружу и внутрь корпуса лодки, приклеивание же планок к лекалам недопустимо.

На днище лодки набор планок происходит "в елочку". Торец каждой подмеряемой планки срезается под индивидуальным углом, а также подтачивается "гребнем" для сопряжения и вклейки в паз противоположной уже закрепленной планки.

Завершается набор днища лодки вкладкой дощечки такой же толщины, что и планка, но шире, вырезанной по приблизительному готовому шаблону и тщательно подогнанной в остающийся в конце набора просвет. Края этой дощечки также заваливаются под полукруглый гребень для вкладки в пазы всего периметра.

Сборка-склейка корпуса лодки не столько трудоемка, сколько очень ответственна и относится наряду с крепежом бортов к тем работам, которые можно осуществить только в черыре руки, двоем. Одному нужно держать и огибать планку, вкладывая в паз, добиваясь выдавливания эпоксидки, другому - крепить гвоздем. Гвоздь здесь просто неизбежен, как бы не было жалко дырявить красивую планку. Другого способа надежно крепить гнущуюся с усилием лодочную планку просто нет. Отверстия от гвоздей потом тщательно заделываются и в итоге остаются малозаметными рядами маленьких пятнышек чуть темнее фона дерева.

На следующий день после завершения склейки корпуса лодки гвозди можно смело убирать, но аккуратно, потому что древесина имеет свойство тисниться, продавливаться, нам до окончательной отделки поверхность нужна ничем не поврежденная.

Приклеивание киля из трех тонких планок от транца и по всей длине форштевня. Место приклейки перед этим выравнивается, а торцы планок, выходящие на форштевень сначала грубо, а потом тщательно выстругиваются и циклюются вместе с частью форштевня для образования плавной полоски определенной ширины от днища до самого носа. Надо заметить, что для особо изгибаемых деталей подходит не всякая планка, как и не всякая исходная доска-болванка - под выпиливание лодочной планки. Любые свилеватости, сучки, засмолки недопустимы. Для сильного гнутья имеет значение и расположение годовых колец в планке, а также чисто индивидуальные визуально не определимые свойства образца.

Теперь можно окончательно освободить поверхность лодки от крепежа - гвоздей. Склеенная лодка остается жестко стоять на лекалах-шпангоутах.

Циклевка, зашкуривание корпуса лодки снаружи от потеков эпоксидки, грубое выравнивание-округление поверхности и всех ребер, шпатлевка в местах крепления планок и мелких дефектов.

Окончательная доводка и выглаживание поверхности лодки снаружи. Грунтовка жидким эпоксидным составом, немного разбавленным ацетоном. Эпоксидка довольно капризный материал, может в некоторых режимах перестать отвердевать вовсе, в частности при передозировке ацетона в грунтовке. Также очень важен температурный режим при "разгоне" (замесе и начале схватывания) и последующего отвердевания эпоксидного состава. В любом случае необходимо замешивать эпоксидный состав подогретым до некоторой температуры, активизирущей реакцию, но не делающей ее "неуправляемой" - состав может просто на глазах сам перегреться и начать стремительно отвердевать.

Наклеивание стеклоткани. С марки 100 мы перешли на 200 - стеклоткань немного заметнее, если близко разглядывать законченную лодку, но за то много прочнее "сотки". При наклеивании стеклоткани к корпусу лодки во избежание складок и неровностей двигаться нужно постепенно от киля к борту и от середины к носам. Наша практика показала, что гораздо проще и технологичнее при том же конечном результате наносить жидкую эпоксидку поверх стеклоткани. При правильной дозировке и температурном режиме стеклоткань полностью пропитывается.

Стеклоткань наклеивается на лодку двумя кусками, с небольшим и аккуратным перехлестом (в два слоя) на киле. Наклеивание лучше осуществлять при помощи кисти, а эпоксидку совсем немного разбавлять растворителем, до малярной консистенции. Кстати, эпоксидка становится более жидкой даже при небольшом повышении температуры. Но при нанесении на поверхность она, к сожалению, сразу остывает, становится слишком вязкой, чтобы полностью пропитывать стеклоткань. Поэтому в даном случае применяется растворитель.

Требуется до отвердения эпоксидки разравнять потеки, а также очень полезно хорошо прогреть весь корпус, накрыв лодку коробом-чехлом. Как ни странно, хорошим и удобным нагревателем в данном случае является обычный фен для сушки волос достаточной мощности, надо только немного прикрыть, частично заклеить, воздухозабор фена. Под чехлом, не соприкасающимся с корпусом лодки, фен позволяет и нагревать отверждающуюся эпоксидку до нужной температуры и сделать этот нагрев равномерным за счет эффективной циркуляции нагретого воздуха. Нагрев позволяет и "разогнать" эпоксидку и выгнать из нее растворитель. Сразу после непродолжительного прогрева корпус лодки необходимо, внимательно разглядывая, прогладить мягким (лучше полиэтиленовым) шпателем - возможно образование недопустимых пузырей под стеклотканью, особенно если предварительно не очень хорошо прогрунтовано.

Обрезание кромок стеклоткани и последовательное нанесение 2-х слоев эпоксидки (каждый несколько раз разглаживается и по схватывании зашкуривается). Больше одного слоя за день нанести не удается, время отвердевания эпоксидной смолы порядка 12 часов.

Снятие лодки со стапеля, шлифовка внутренней поверхности корпуса.

Заделывание флора над плавником лодки (около транца) - заготовка покрыта стеклотканью на эпоксидке с внутренней стороны для прочности. Шпатлевка и окончательная шлифовка внутренней поверхности лодки.

Грунтовка корпуса лодки и приклеивание 2-х полотен стеклоткани на эпоскидке с перехлестом по днищу и форштевню. Нанесение двух слоев эпоксидки, каждый разглаживается и шлифуется.

Приклеивание привальных брусьев (борт изнутри лодки) и буртиков (борт снаружи).

Приклеивание ламинированного бруска основания палубы (брештука) в носу лодки, крепеж подушек подуключин (делаются из дуба). Все детали при приклеивании ставятся на скрываемые саморезы.

Приклеивание носовой палубы-брештука, оклеееной стеклотканью снизу заранее, оклейка ее стеклотканью сверху. Приклеивание тщательно подгоняемых к профилю лодки в каждом месте банковых книц (подставки под сиденья) и транцевых книц. Все детали грунтуются и покрываются эпоксидным составом.

Подгонка и крепление трех банок (сидений) лодки: кормовой, гребной и носовой. Они готовятся заранее и сделаны из склеенных реек, оклеены стеклотканью и покрыты эпоксидкой, а также имеют ребро жесткости снизу посередине.

На все отшлифованные поверхности лодки наносится два слоя атмосферо- и водоустойчивого лака. Изготовление весел. Лопасти весел оклеиваются стеклотканью и покрываются эпоксидкой. Весла шлифуются и покрываются двумя слоями лака. Уключины и подуключины железные, массивные, собственного производства. Лодка готова!

Упаковываем лодку в полиэтиленовый мешок-рукав. Лодка с легкостью грузится и крепится на багажник машины. Замечено, что при транспортировке лодки на багажнике благодаря гидро-аэродинамике обводов наших изделий расход топлива уменьшается!

 

 

© 2010 wboat.ru Ваша деревянная лодка!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru