8 920 165 28 57
8 919 067 35 06
info@wboat.ru
Деревянная лодка и каноэ - производство и продажа
 
 

Технология изготовления деревянного каноэ

 

    

Крепеж набора лекал-шпангоутов на стапеле, проверка соосности.

Установка штевней, склеенных заранее из 4-5 слоев тонких планок эпоксидным составом. Снятие малки для плотного прилегания планок обшивки корпуса каноэ.

Набор корпуса каноэ начинается с бортов к центру. Планка располагается пазом кверху и гребнем вниз. В паз при этом шприцем без иглы наносится эпоксидный состав по всей длине без пробелов так, чтобы при сопряжении планок эпоксидка немного выдавливалась наружу. Пазованная деревянная планка должна быть полностью сухой, предварительно досушенной, т.к. даже сухая древесина имеет атмосферную влажность на любой момент времени, а она в нашем климате как правило повышенная для склейки каноэ. Под стапелем для эффективного схватывания эпоксидки приходится включать нагреватель, накрывая в конце рабочего дня легким коробом, обтянутым пленкой. Если исходную планку не досушивать, то она показывает себя плохо, может при догреве показать трещину вдоль борта, образующуюся в тот момент, когда эпоксидка еще не схватилась, а планки начали усыхать. Достаточно микро-изменений по ширине каждой планки, чтобы они развили при усыхании огромное усилие по всей образующей корпуса каноэ в поперечном направлении.

Каноэ в носах набирается из коротких планок для более крутого носа.

Крепится планка к каждому лекалу-шпангоуту тонким гвоздем без шляпки. У нас этот гвоздь самодельный, сделанный из нити стального троса. Любой строительный гроздь гораздо толще и менее прочен на изгиб. Забивается гвоздь не глубоко, только чтобы зафиксировать планку в данной точке и положении. Образующие лекал предварительно обтянуты скотчем. Эпоксидка частично выдавливается наружу и внутрь каноэ, приклеивание же планок к лекалам недопустимо.

На днище каноэ набор планок происходит "в елочку". Торец каждой подмеряемой планки срезается под индивидуальным углом, а также подтачивается "гребнем" для сопряжения и вклейки в паз противоположной уже закрепленной планки.

Завершается набор днища каноэ вкладкой дощечки такой же толщины, что и планка, но шире, вырезанной по приблизительному готовому шаблону и тщательно подогнанной в остающийся в конце набора просвет. Края этой дощечки также заваливаются под полукруглый гребень для вкладки в пазы всего периметра.

Сборка-склейка корпуса каноэ не столько трудоемка, сколько очень ответственна и относится наряду с крепежом бортов к тем работам, которые можно осуществить только в черыре руки, двоем. Одному нужно держать и огибать планку, вкладывая в паз, добиваясь выдавливания эпоксидки, другому - крепить гвоздем.

Гвоздь здесь просто неизбежен, как бы не было жалко дырявить красивую планку. Другого способа надежно крепить гнущуюся с усилием лодочную планку просто нет. Отверстия от гвоздей потом тщательно заделываются и в итоге остаются малозаметными рядами маленьких пятнышек чуть темнее фона дерева.

На следующий день после завершения склейки корпуса каноэ гвозди можно смело убирать, но аккуратно, потому что древесина имеет свойство тисниться, продавливаться, нам до окончательной отделки поверхность нужна ничем не поврежденная.

Приклеивание по днищу и штевням тонкой цельной планки по всей длине. Место приклейки перед этим выравнивается, а торцы планок, выходящие на штевни сначала грубо, а потом тщательно выстругиваются и циклюются вместе с частью штевня для образования плавной полоски определенной ширины от днища до самого носа. Надо заметить, что для особо изгибаемых деталей подходит не всякая планка, как и не всякая исходная доска-болванка - под выпиливание лодочной планки. Любые свилеватости, сучки, засмолки недопустимы. Для сильного гнутья имеет значение и расположение годовых колец в планке, а также чисто индивидуальные визуально не определимые свойства образца.

Приклеивание высокого киля каноэ из массива доски - по заказу. Такой киль несколько увеличивает поперечную устойчивость каноэ, но и несколько портит (на наш вкус) классический вид, а также увеличивает габариты каноэ.

Теперь можно окончательно освободить поверхность каноэ от крепежа - гвоздей. Склеенное каноэ остается жестко стоять на лекалах-шпангоутах.

Циклевка, зашкуривание корпуса каноэ снаружи от потеков эпоксидки, грубое выравнивание-округление поверхности и всех ребер, шпатлевка в местах крепления планок и мелких дефектов.

Окончательная доводка и выглаживание поверхности каноэ снаружи. Грунтовка жидким эпоксидным составом, немного разбавленным ацетоном. Эпоксидка довольно капризный материал, может в некоторых режимах перестать отвердевать вовсе, в частности при передозировке ацетона в грунтовке. Также очень важен температурный режим при "разгоне" (замесе и начале схватывания) и последующего отвердевания эпоксидного состава. В любом случае необходимо замешивать эпоксидный состав подогретым до некоторой температуры, активизирущей реакцию, но не делающей ее "неуправляемой" - состав может просто на глазах сам перегреться и начать стремительно отвердевать.

Наклеивание стеклоткани. С марки 100 мы перешли на 200 - стеклоткань немного заметнее, если близко разглядывать законченную лодку, но за то много прочнее "сотки".

Стеклоткань наклеивается на каное двумя кусками, с небольшим и аккуратным перехлестом (в два слоя) на киле. Наклеивание лучше осуществлять при помощи кисти, а эпоксидку совсем немного разбавлять растворителем, до малярной консистенции. Кстати, эпоксидка становится более жидкой даже при небольшом повышении температуры. Но при нанесении на поверхность она, к сожалению, сразу остывает, становится слишком вязкой, чтобы полностью пропитывать стеклоткань. Поэтому в даном случае применяется растворитель.

При наклеивании стеклоткани к корпусу каноэ во избежание складок и неровностей двигаться нужно постепенно от киля к борту и от середины к носам.

Наша практика показала, что гораздо проще и технологичнее при том же конечном результате наносить жидкую эпоксидку поверх стеклоткани. При правильной дозировке и температурном режиме стеклоткань полностью пропитывается.

Требуется до отвердения эпоксидки разравнять потеки, а также очень полезно хорошо прогреть весь корпус, накрыв каноэ коробом-чехлом. Как ни странно, хорошим и удобным нагревателем в данном случае является обычный фен для сушки волос достаточной мощности, надо только немного прикрыть, частично заклеить, воздухозабор фена. Под чехлом, не соприкасающимся с корпусом каноэ, фен позволяет и нагревать отверждающуюся эпоксидку до нужной температуры и сделать этот нагрев равномерным за счет эффективной циркуляции нагретого воздуха. Нагрев позволяет и "разогнать" эпоксидку и выгнать из нее растворитель.

Сразу после непродолжительного прогрева корпус каноэ необходимо, внимательно разглядывая, прогладить мягким (лучше полиэтиленовым) шпателем - возможно образование недопустимых пузырей под стеклотканью, особенно если предварительно не очень хорошо прогрунтовано.

Обрезание кромок стеклоткани и последовательное нанесение 2-х слоев эпоксидки (каждый несколько раз разглаживается и по схватывании зашкуривается). Больше одного слоя за день нанести не удается, время отвердевания эпоксидной смолы порядка 12 часов.

Снятие каноэ с лекал и циклевка изнутри.

Шпатлевка и окончательная шлифовка внутренней поверхности каноэ.

Вклеивание носовых отсеков (непотопляемости), заранее склеенных из планок, оклеенных стеклотканью с задней стороны, вырезанных по шаблону и подогнанных.

Грунтовка каноэ изнутри эпоскидкой, приклеивание двух кусков стеклоткани, нанесение 2-х слоев эпоксидки (каждый разглаживается и зашлифовывается).

Приклеивание бортовых брусков и полукруглых ламинированных брусков (склеенных из нескольких слоев заранее) для оформления носов каноэ. Все детали при приклеивании ставятся на скрываемые саморезы.

Приклеивание заранее заготовленных носовых палуб, склеенных из лодочной планки и покрытых стеклотканью снизу.

Зашкуривание носовых палуб, наклеивание на них стеклоткани и покрытие эпоксидкой.

Шлифовка каноэ изнутри и снаружи и окончательное покрытие двумя слоями лака. Весло склеивается из 3-х элементов, тщательно обрабатывается, грунтуется и покрывается несколькими слоями лака. Каноэ готово!

Упаковываем каноэ в полиэтиленовый мешок-рукав. Каноэ с легкостью грузится и крепится на багажник машины. Замечено, что при транспортировке каноэ на багажнике благодаря гидро-аэродинамике обводов наших изделий расход топлива уменьшается!

   

© 2010 wboat.ru Ваша деревянная лодка!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru